Невозможно приехать в город Маркс без того, чтоб не встретить каменное изваяние родоначальника марксизма. Марксы-памятники расставлены у ворот города — недалеко от летного поля, автомобильной и железнодорожной станций. Ощущение, будто материалисты поручили своему гению сохранить город от вторжений извне. На пристани — колоссальный монумент. Основоположник „единственно верного учения“ глядит на другой берег Волги — на Змиевы горы, где, согласно легенде, некогда жил трехголовый крылатый змей по прозванию Горыныч.
Город Маркс изначально назывался Екатеринштадт — в честь Екатерины II, дозволившей немцам селиться в пустынных местах на юго-восточной окраине России. Даже и теперь, после разрушительного 20 века, сохранилось очень много домов, выстроенных немцами. Архитектура Екатеринштадта отличается от других немецких поселений на саратовских землях. По большей части, в колониях строили просто, практично и добротно, чаще всего — в северном немецком стиле. А в Екатеринштадте и до сих пор есть домики, словно перенесенные из сказок братьев Гримм. Здания выстроены чрезвычайно добротно, но кажутся очень легкими, будто воздушными. В них слышен немного сентиментальный аромат старинной немецкой романтики. Интересно, что и совсем новые дома несут отблеск „сказочной“ готики.
Центр города организован вокруг католической церкви в честь Святой Троицы. Это большое белое здание с колоннами. Прежде, при церкви была колокольня — удивительной, по словам старожилов, высоты. По этой колокольне даже ориентировались летчики во время войны.
В конце 1980-х начале 1990-х годов в Марксе появились православный приход, католическая и лютеранская общины — почти одновременно. Все три конфессии традиционны для города. Это понимают в местной администрации. Представители власти и традиционных религиозных объединений часто встречаются для диалога. В нем, кроме христианских конфессий, участвуют мусульмане. У них — небольшая мечеть. Ислам появился в городе сравнительно недавно, его исповедуют по преимуществу татары.
Традиционные конфессии сосуществуют мирно. Старожилы говорят, что так было всегда. Православные славяне и немцы, католики и лютеране, жили по соседству. Многие в нескольких поколениях дружили домами. Добрые отношения не разрушила ни революция, часто делавшаяся в Заволжье немецкими руками, ни депортация поволжских немцев в 1940-е годы. Единственный случай вражды, о котором рассказывают, принадлежит к посткоммунистическому времени. В начале 1990-х, во время митингов против немецкой автономии на Волге, сожгли мальчика из многодетной немецкой семьи. Теперь эта семья живет в Германии, но достаточно регулярно приезжает в родной город. А когда бывают дома — непременно посещают православный Свято-Андреевский храм. Семья исповедует Православие — так же, как и многие другие немецкие семьи в Марксе.
Православный приход в Марксе открыт в 1989 году. По благословению Архиепископа Пимена (Хмелевского) приход получил имя в честь святого апостола Андрея Первозванного.
Сначала Богослужения совершались в домах прихожан, затем — в предоставленном здании. Начало 21 века ознаменовалось постройкой новой церкви. Новый храм стоит недалеко от того места, где прежде была Крестовоздвиженская церковь. Жители Маркса до сих пор помнят о ее последнем настоятеле — иеромонахе Василии (Марине), и показывают домик, где он жил и был арестован. Инна Николаевна Сергеева, работница храма, рассказывает:
— Батюшку вывели на мороз в одном белье и стали бить, и говорили: „Отрекись от Христа!“, а он читал „Символ веры“. Тогда его посадили на арбу и увезли. И больше никто, никогда не видел отца Василия.
Инна Николаевна рассказала, что в последнюю службу в Крестовоздвиженском храме отец Василий просил прихожан забрать домой святые иконы. В Свято-Андреевской церкви есть несколько икон, сохраненных прихожанами от поругания и пожертвованных новооткрытому приходу.
Когда разрушали Крестовоздвиженский храм, нашелся только один доброволец, вызвавшийся сбросить колокола. Этот человек вернулся домой и почувствовал себя дурно. Он лег на кровать и попросил жену: „Дай мне крест“. Жена вложила ему в руки Распятие. Человек повернулся к стене, заплакал и умер.
Храм разобрали, а из церковных кирпичей построили знаменитую Марксовскую спецшколу для трудных детей. В этой школе теперь открыта молитвенная комната, в которой совершаются Богослужения. По отзывам священников, воспитанники школы особенно стремятся к церковной жизни.
На месте, где был Крестовоздвиженский храм — стадион и парк с каруселями. Говорят, здесь есть несколько могил священников, и даже известен ориентир — большой старый дуб, который растет над могилами.
Все эти истории хорошо известны в городе. За Богослужениями — множество молодежи, и всегда причащается много детей. Маркс производит впечатление города с добрыми христианскими традициями.
Но, к сожалению, картина далеко не безоблачна. Прямо рядом с дубом стоит характерное здание со шпилем, похожее на спортивный зал. Это мормоны выстроили молитвенный дом. Здесь произносятся кощунственные речи „об отступлении христиан от Христа“. И эти речи вдвойне кощунственны, когда говорятся в непосредственной близости от домика, где избитый красноармейцами иеромонах читал „Символ веры“.
Молельня, стоящая на месте храма, пожалуй, единственный успех мормонов в городе. В Марксе работает одна пара проповедников, и, притом, без особых достижений. Их не пускают в школы, и они ходят по улицам, приставая к прохожим. Как рассказывают местные жители, даже дети не разговаривают с мормонами, и не берут их „подарков“.
В древней Церкви могилы подвижников были первыми Святыми Престолами, на которых совершалась Евхаристия. Кровь мучеников, проливавшаяся во все века христианства, была и остается свидетельством верности Христу. Место разрушенного в гонения храма свято не только тем, что оно изначально посвящено Богу, но и исповедническим подвигам людей. И вот на таком месте, в городе Марксе стоит мормонское капище, словно пытаясь отгородить людей от благодати, пребывающей в святыне без всякого срока.