В 1925 году Папа Пий XI объявил новое торжество Католической Церкви, которое верующие с радостью приняли: торжество Христа Царя Вселенной. В 1925 году в России многие приходы уже были лишены настоятелей. Паства рассеялась. Но Царь Вселенной не оставил свой народ. Он страдал с ним в тюрьмах и лагерях. Он умер с ним и Воскрес.
В 1986 году в маленьком городе Марксе в Поволжье снова собрались на молитву, в Его доме. Именно в торжество Христа Царя католики, вернувшиеся из Казахстана и Сибири, совершали первую совместную молитву в маленькой церкви, в которую переделали простой жилой дом. В воскресенье Христа Царя в 1987 году, после 50-летнего перерыва, в Маркс приехал новый настоятель, о. Иосиф Верт…
Вспомним, как праздновали 10-летие освящения храма
…Их в шутку называют „марксистами“, а они не обижаются. По Карлу Марксу, конечно, эти люди в хронической и необратимой форме страдают патологической зависимостью, похожей на зависимость от сильного наркотического вещества — опиума. Сами они, однако, фразу о том, что „религия — это опиум для народа“, воспринимают как частное атеистическое мнение…
Сколько ни пытались вытравить, вырвать, выжечь веру из сердец их дедов и прадедов, этого не получилось. И даже то, что город поволжских немцев Екатериненштадт переименовали в Маркс, кажется, вовсе не мешает, а помогает местным католикам сохранять и укреплять свою идентичность, причем идентичность не этническую, немецкую, а религиозную — католики они, католики латинского обряда. Немцев, кстати, остается все меньше — процесс возвращения на историческую родину кажется объективным. Но приход постоянно обновляется, и мне даже показалось, что нигде в российских храмах я не видел так много детей и молодежи, как в храме Христа Царя в городе Марксе.
Именно десятилетие освящения этого храма праздновали с 21 по 23 ноября местные прихожане с многочисленными гостями. Четыре ординария католических епархий России — митрополит Тадеуш Кондрусевич, епископы Иосиф Верт, Клеменс Пиккель и Кирилл Климович — приняли участие в этом праздновании. В первые два дня с епископами был Представитель Святого Престола в Российской Федерации Апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини.
На торжества прибыли также представители консульства Германии в Саратове, „Каритаса“ Германии, родители епископа Клеменса Пиккеля и администратора прихода о. Маркуса Новотны.
Католический храм в Марксе — один из первых новопостроенных храмов после восстановления католических структур в России в 1991 г. По воспоминаниям епископа Иосифа Верта, который начал окормлять эту общину в конце 1987 г., приход с середины восьмидесятых стал добиваться разрешения на строительство храма. „Ситуация менялась стремительно, — вспоминает епископ. — Сначала удалось получить разрешение на строительство храма без колокольни, но уже на следующий год нам сказали: „Стройте что и как хотите“. Проект храма подарил приходу литовский архитектор, а настоятелем во время строительства был о. Клеменс Пиккель, ныне — ординарий епархии св. Климента.
„С благодарность вспоминайте сегодня не только наших мучеников, но и тех, кто еще жив — они передали вам светоч веры, — призвал верующих во время проповеди 22 ноября епископ Иосиф Верт. — Будьте достойны славной истории и памяти Церкви в этом городе и в этой стране, используйте все чудесные возможности сегодняшнего времени“.
23 ноября, в торжество Христа Царя, престольный праздник храма, мессу совершил архиепископ Тадеуш Кондрусевич в сослужении с другими иерархами и священниками. Он вспомнил, как в начале строительства храма к нему обратились прихожане из Маркса и попросили, чтобы краеугольным камнем будущего здания стал кирпич из стены старого храма в этом городе, разрушенного советской властью. „Я рассказывал эту историю много раз во многих странах мира как пример несгибаемой веры и преемственности поколений российских католиков, — отметил архиепископ. — Воистину, когда не могут говорить люди — свидетельствуют камни“. Подчеркнув, что в жизни человека много дорог, митрополит призвал католиков Маркса не забывать дорогу к храму и выразил радость, что в общине много молодежи и детей. „Я уверен в будущем вашего прихода, поскольку Церковь — это не только камни, не только стены, это прежде всего — народ Божий, живые члены мистического тела Христова“, — сказал архиепископ.
„Несмотря на маленький срок в 10 лет, торжество у нас сегодня великое, — подчеркнул епископ Клеменс Пиккель. — Сегодня мы молимся обо всех — не только о католиках, но и о представителях других исповеданий, и даже о тех, кто намеренно не хочет знакомиться со Христом“. Епископ поблагодарил всех собравшихся за участие, за то, что они нашли возможность разделить это торжество с прихожанами и за молитвы об общине в Марксе.
После мессы молодые прихожане показали в нижнем помещении храма спектакль из жизни первых христиан по мотивам путешествий апостола Павла.
…Всякий раз, когда бываю в Марксе, поражаюсь обаятельным мелочам, совокупность которых образует цельную картину живой приходской жизни. Вот, например, неподалеку от входа в храм стоит специальной формы корыто, в которое перед мессой наливается теплая вода. Я никак не мог понять — зачем? Оказывается, прихожане (причем все!) аккуратно тряпочкой омывают обувь от грязи (Маркс не изобилует тротуарами). В этой мелочи — и уважение к сакральному пространству храма, и к тем, кто его убирает (конечно, это сами прихожане), и просто смиренное приведение себя в порядок перед Святой Мессой.
Еще одна мелочь — те прихожане, кто по каким-либо причинам не может принять Причастие, подходят к священнику для благословения, стремясь, насколько это возможно в данный момент и в нынешнем состоянии души все-таки приблизиться ко Христу…
Музыкальная особенность Маркса — электрогитары и барабаны на хорах, с молодыми старательными юношами, которые сопровождают пение сестер своими аранжировками, добавляя к традиционным песнопениям динамику и насыщенность. Художественный руководитель — о. Маркус Новотны, администратор прихода, который на моих глазах накануне воскресной мессы лично инструктировал ударника по поводу ритма.
И, конечно, невозможно забыть радостные лица и гостеприимный дом сестер-евхаристок в Марксе. И еще их скромность. Вот уже второй раз я уговаривал матушку-настоятельницу использовать газету для того, чтобы помочь сестрам (поток постуланток здесь не иссякает, и все наши, из России и Казахстана) совершить паломничество к мощам основателя конгрегации Служительниц Иисуса в Евхаристии блаженного Георгия Матулевича-Матулайтиса в Литву. И денег на это надо не так много, а если еще литовских коллег подключить, то задача кажется вполне посильной, тем более что большинство сестер еще не было в Литве… Однако в ответ я услышал: „Нам стыдно просить денег на паломничество, когда люди голодают“.
Если же кто из читателей захочет все-таки сделать пожертвования для монахинь (на паломничество или просто на служение) — не стесняйтесь, обращайтесь к сестрам в Маркс, либо к епископу Клеменсу Пиккелю.
В результате командировки у меня в голове сложился свой „марксизм“, „марксизм“ католический, который укрепляет в вере всякого входящего и о котором хочется свидетельствовать другим.
Воистину, учение католиков Маркса всесильно, ибо оно верно.
Йонас Иванаускас
„СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ“, № 45(442), 30 ноября 2003 г.