Архив рубрики: Маркс культурный

Культурные объекты: школы, музеи, памятники и прочее.

Село Баскатовка

Исторические названия села Баскатовки: Кинд, Баскаковка, Горелова.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село Кинд — административный центр Киндского сельского совета Марксштадтского кантона. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 277 домохозяйств с населением — 1717 чел. (846 мужского пола, 871 женского пола), в т. ч. немецкое население — 1711 чел. (841 мужского пола, 870 женского пола), домохозяйств — 274. В 1926 г. в Киндский сельсовет входили: с. Кинд, х. Голцграбен, х. Кельке, х. Брунненграбен.
С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР НП в 1941 г. с. Кинд относилось к Унтервальденскому кантону АССР НП. После 1941 г. с. Баскатовка Марксовского района Саратовской области. Читать далее Село Баскатовка

Село Александровка

Исторические названия Александровки: Гоккерберг (Hockerberg), Боон, Константиновское.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село и до ликвидации АССР НП в 1941 г. Гоккерберг — административный центр Гоккербергского сельского совета Марксштадтского кантона. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 172 домохозяйств с населением — 979 чел. (492 муж. п., 487 жен. п.), в т. ч. немецкое население — 979 чел. (492 муж. п., 487 жен. п.), домохозяйств — 172. В 1926 г. в Гоккербергский сельсовет входили: с. Гоккерберг, х. Шумейка, х. Караман.
Гоккерберг, неецкая колония Рязановской волости, Николаевского у., Самарской губ., в 304 вер. от Самары и в 148 вер. от уездного города и в 3 вер. от волостного села Рязановка (Неб). Расстояние до ближайшей ж.-д. станции Вольск — 45 вер. Населена колонистами немцами, лютеранами и имеет церковь, церк.-прих. школу. Колония основана в 1768 г. вызывателем бароном Борегардом. Якоб Дитц в Истории поволжских немцев-колонистов сообщает, что колония образована из колонистов, прибывших в 1767 г. и зимовавших в уже существовавших колониях. Читать далее Село Александровка

Село Андреевка

Другие названия села Андреевки: Кано (Kano), Канское.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья и до ликвидации АССР НП в 1941 г. село Кано — административный центр Канского сельского совета Марксштадтского кантона. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 213 домохозяйств с населением — 1060 чел. (507 мужского пола, 553 женского пола), в т. ч. немецкое население — 1057 чел. (507 мужского пола, 550 женского пола), домохозяйств — 212. В 1926 г. в Канский сельсовет входили: с. Кано, выс. Мечетка, выс. Суслы, выс. Роорграбен, Лесная сторожка.
Немецкая колония Кано при р. Караман, Екатериненштадтской волости, Николаевского уезда, Самарской губернии, в 320 вер. от Самары, в 165 вер. от уездного города и в 5 вер. от волостного села Екатериненштадт. Расстояние до ближайшей железно-дорожной станции Покровская — 55 вер. Населена колонистами немцами, лютеранами и имеет церковь, две школы: земскую и церковно-приходскую, кирпичный завод. Читать далее Село Андреевка

Вокруг Маркса

Об административно-территориальных преобразованиях вокруг города Маркса и об образовании Марксовского района.

Когда немцы-колонисты по приглашению императрицы Екатерины II водворялись в Саратовское Поволжье, то земли, на которых они поселялись, в т. ч. и сам город Саратов, принадлежали к Астраханской губернии, поскольку Саратовской губернии в то время ещё не существовало, а был только обширный Саратовский уезд. Согласно колонизационному закону 1764 года колонистов должны были селть округами, „занимая округу наподобие циркуля, чтобы окружность оной не меньше шестидесяти и не более 70 верст простиралась и заключала в себе удобных угодий для надела, до 1000 семейств“. В 1768 году все колонии были распределены по округам: казенные — на 7 округов лютеранского, 2 — реформатского и 2 — католического вероисповедания, вызывательские — на 6 округов — по два на каждого вызывателя. Процесс образования коренных колоний завершился в 1802 году основанием последней коренной колонии Новая Скатовка (Ней-Штрауб). К этому времени было образовано 102 материнских колонии, которые распределялись по 10 округам: Ягодно-Полянскому, Сосновскому, Каменскому, Усть-Кулалинскому, Норкскому, Панинскому, Екатеринштадтскому, Красноярскому, Тонкошуровскому и Тарлыцкому. Читать далее Вокруг Маркса

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

10.01.07 16:16 В селе Подлесное Марксовского района открылся храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Возведение храма в Подлесном было начато еще в 1996 году. На средства местного предпринимателя, откликнувшегося на просьбы жителей села, был заложен фундамент, после чего строительство остановилось и было возобновлено саратовской епархией в июле 2005 года.

Как сообщает пресс-служба саратовской епархии, большой вклад в дело возведения храма внес депутат Саратовской областной думы Владимир Пожаров, часть средств собрали жители Подлесного и близлежащих сел, а также прихожане Свято-Троицкого храма города Энгельса и Свято-Андреевского храма в Марксе.

Церковь в честь Рождества Иоанна Крестителя была построена за полтора года, был изготовлен красивый иконостас. 31 декабря 2006 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин великого освящения храма. Читать далее Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Молодежный цирк Арт-Алле

17 декабря 1994 года Сергеем и Людмилой Соловьевыми в городе Марксе Саратовской области был создан молодежный цирк „Арт-Алле“. Сегодня за рубежом его хорошо знают как „Труппа Маркс“

В коллективе цирка около 50 участников. Дети, подростки и молодежь от 5 до 25 лет осваивают профессию „Артист цирка“ и проводят свой досуг.

В 1999 году на базе молодежного цирка „Арт-Алле“ открыто отделение „Цирковое искусство“ при Марксовском училище искусств, которое в 2003 году выпустила первых специалистов цирка для Приволжского региона и России. А в июне 2008 года состоялся уже 5-й выпуск артистов цирка и педагогов по цирковым жанрам.

В 1997 г. цирку „Арт-Алле“ было присвоено звание: „Народный цирковой коллектив“. Читать далее Молодежный цирк Арт-Алле

Православный Екатеринштадт

Невозможно приехать в город Маркс без того, чтоб не встретить каменное изваяние родоначальника марксизма. Марксы-памятники расставлены у ворот города — недалеко от летного поля, автомобильной и железнодорожной станций. Ощущение, будто материалисты поручили своему гению сохранить город от вторжений извне. На пристани — колоссальный монумент. Основоположник „единственно верного учения“ глядит на другой берег Волги — на Змиевы горы, где, согласно легенде, некогда жил трехголовый крылатый змей по прозванию Горыныч.

Город Маркс изначально назывался Екатеринштадт — в честь Екатерины II, дозволившей немцам селиться в пустынных местах на юго-восточной окраине России. Даже и теперь, после разрушительного 20 века, сохранилось очень много домов, выстроенных немцами. Архитектура Екатеринштадта отличается от других немецких поселений на саратовских землях. По большей части, в колониях строили просто, практично и добротно, чаще всего — в северном немецком стиле. А в Екатеринштадте и до сих пор есть домики, словно перенесенные из сказок братьев Гримм. Здания выстроены чрезвычайно добротно, но кажутся очень легкими, будто воздушными. В них слышен немного сентиментальный аромат старинной немецкой романтики. Интересно, что и совсем новые дома несут отблеск „сказочной“ готики. Читать далее Православный Екатеринштадт

Герб Маркса

Герб города Маркс и Марксовского района принят 27 апреля 1998 года. Ему присвоей номер 866 в Геральдическом регистре Российской федерации. Геральдическое описание Герба объединенного муниципального образования Марксовского района гласит:
В зеленом поле серебряный, вооруженный червленью (красным цветом) дикий гусь, имеющий в клюве серебряный стебель, травы вайды с двумя золотыми цветами и летящий с распростертыми крыльями вправо, над лазоревой, тонко окаймленной серебром оконечностью. В вольной части — Герб Саратовской области (три положенные в вилообразный крест, сообращенные серебряные стерляди в лазоревом поле). Поворот геральдически вправо, упоминаемый в описании, соответствует повороту влево от зрителя. Читать далее Герб Маркса

Для путешественников

В последнее время все популярнее становятся „паломнические туры“ — обычно недорогие, но насыщенные впечатлениями поездки по „святым местам“. Поскольку святость места обычно сочетается с замечательными храмовыми комплексами, старинной архитектурой, постольку и паломнические маршруты привлекают не только людей набожных, но и любителей торжественной природы и искусства зодчества. Почему бы и вам не попробовать новый вид туризма?

Всего в паре часов езды от центра Саратова на левом берегу Волги находится город Маркс, старинный Екатериненштадт. Излюбленное место паломничества российских католиков и протестантов, город практически всех мировых религий (не хватает только общины буддистов) и просто местность с прекрасной природой. Читать далее Для путешественников

История Маркса

Город Маркс и река Волга — понятия неразделимые. Неустанно текут воды великой русской реки нашего города, и вместе с ней в постоянном движении жизнь Маркса. Город строится, расширяется, благоустраивается, развивает промышленное производство, культуру и искусство, унаследованные от прошлых поколений.

История Маркса (бывший Екатериненштадт, Баронск), тесно связана с историей иностранной колонизации Саратовского Заволжья, когда согласно Указу Екатерины II иностранные колонисты стали селиться на берегах Волги. В 1763 году по велению императрицы Григорий Орлов провел объезд волжских земель, чтобы выбрать лучшие для поселений. Переселенцы во главе с бароном Борегардом де Кано в 1765 году основали город Екатериненштадт, который и стал центром всех немецких колоний. Мудрая правительница хотела одним росчерком пера решить две задачи: вывезти своих земляков из мятежного Гессена и освоить неухоженные земли Саратовского края. Первые переселенцы, прибывшие в Екатериненштадт, представляли из себя „сброд“. Это были люди, не имевшие навыков работы в земледелии, не приспособленные к жизни в суровых климатических условиях Заволжья. Императрица вынуждена была издать дополнительный Указ, в котором говорилось, что принимать на поселение следует только „людей“, имеющих справку о наличии определенной склонности к ремеслу. В последующих прибывающих партиях поселенцев уже были мастеровые люди: крестьяне и ремесленники — каменщики, плотники, кузнецы, маляры, кожных дел мастера и другие специалисты. Каждая семья получила 30 десятин земли, в том числе 15 десятин пахотной, 5- леса, 5- выгонов и 5 десятин под строения и гумно. Семья получала так же лошадь, а некоторые и две, корову, муку на пропитание, зерно на семена, плуг, телегу, веревку, лопату и другой инвентарь. Кроме того, выдавались „подъемные“ деньги. Читать далее История Маркса